Рефлексия по проведенному мастер-классу

31 дек 2015 в 09:05

Автор: Елена Викторовна

Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 885

Поделиться:

Теги: рефлексия

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия; дать представление о классификации рефлексии; показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках; создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса. Слайд 2

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории.

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА

Перед началом нашей работы мне хотелось бы узнать ваше эмоциональное состояние, а помогут нам в этом лепесточки. Выберите тот лепесток, цвет которого Вам наиболее импонирует, и прикрепите к серединке. А теперь оцените своё состояние. Слайд3

Какой цвет преобладает? Попробуем оценить состояние всей аудитории.

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА

Тема моего мастер-класса «Рефлексия как механизм самопознания и саморазвития личности учащихся основного уровня образования на уроках русского языка».

А вам что-нибудь известно об этом понятии? Заполните, пожалуйста, первый столбик таблицы. С.4

рефлексия по проведенному мастер-классу

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия

В рамках реализации ФГОС перед учителем стоит задача, в которой основной целью обучения является личностный результат. Превыше всего ставится личность ребенка, но при всём многообразии средств и приемов обучения – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Современный урок – это урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий. Один из этапов урока, которые помогают реализовать УУД – рефлЕксия. Что же такое Рефлексия? Слайд 5

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

В словаре иностранных слов понятие определено как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В толковом словаре русского языка трактуется как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке при правильной его организации способствует у учащихся формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, своего одноклассника и всего класса в целом). Причем ее можно проводить в конце, в середине или же в самом начале урока.

Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ Слайд 6

Рефлексию подразделяют:

1. По содержанию: устная и письменная.

2. По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3. По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4. По функциям: физическая (успел — не успел, легко — тяжело), сенсорная (интересно — скучно, комфортно — дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал).

Каждый из нас хочет заинтересовать учеников своим предметом. Для этого мы используем разнообразные приемы и задания. Выбор интересной рефлексии даст возможность оценить степень заинтересованности.

На своих уроках я использую следующие приемы рефлексии:

1. Использование различных изображений С.7целесообразно проводить в начале урока, чтобы установить эмоциональный контакт cклассом или в конце деятельности. Здесь можно применить:

— карточки с изображением лица (грустного, веселого);

— показ большого пальца вверх или вниз.

— «радостный мишка» – всё хорошо, «грустный мишка» – грустно.

2. Принцип незаконченного предложения.С.8Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой свою активность, эффективность работы всего класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: было интересно…; было трудно…; какие выполнял задания…; понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую….

3. Вариант небольшой анкеты С.9 в конце урока позволяет увидеть, как ученик сам оценивает свою работу: я работал – активно — пассивно.

4. В виде таблицы «Плюс – минус — интересно»С.10 — автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Проводится в конце урока.Это упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Это упражнение можно выполнять как устно, рефлексия так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

5. Синквейн на основе изученного материала.С.11 Разработчиком этой методики является американская поэтесса Аделаида Крэпси, взявшей за основу японские миниатюры хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Обычно это коллективная работа, где каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, проявляет воображение.

·первая строка – название темы (одно существительное);

·вторая – описание темы в двух словах (два прилагательных);

·третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами;

·четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

·последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

6.«Лесенка успеха».С.12 В конце урока учащимся предлагается поставить себя на ступеньку лестницы: нижняя ступенька – на уроке у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.

7. «Дерево успеха».С.13 Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки в процессе работы на уроке.

8. Выбрать понравившийся знак С. 14 в конце выполнения задания ученики, поднимают знак, который будет обозначать их успех в процессе решения поставленной задачи: солнце – я все смог, флажок – мне нужна помощь, радуга – были трудности, но я справился.

9. «Поезд».С.15 На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Ученикам предлагается поставить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на тот этап работы, который было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который указывает на задание, которое показалось или неинтересным, или трудным для выполнения. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

10. Пометки на полях или «Мудрые совы» С.16 можно использовать на разных этапах урока. Ученики обозначают с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать.

11. Шпаргалка С.17 – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

12. Восстановление деформированного высказывания, С.18 правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

13. «Баллы и образы». С.19 Учащиеся оценивают свое отношение к перечисленным предметам и действиям по пятибалльной шкале, т.е. ко всему, что окружает ученика во время учебного процесса: Слайд

1 балл – совсем не нравится,

2 балла – не нравится,

3 балла – так себе,

4 балла – нравится,

5 баллов – очень нравится.

Кроме того, желательно к каждой оценке подобрать соответствующий символ (цвет или предмет, т.е. ассоциацию).

Объект оценивания

Оценка

балл

Оценка

символ

(цвет)

1. школа

2. уроки русского языка

3. учитель русского языка

4. кабинет русского языка

5. учебник русского языка

6. отметка по русскому языку

7. работа с учебником

8. ответ у доски

9. мыслительный лист

10. самостоятельная работа

11. информационно-поисковые и творческие задания

12. интервью (вопросы по теме и формулировка ответов от имени каких-либо частей речи и т.п.)

13. работа в группах

14. интеллектуальная разминка

15. учет знаний в тетради

16. самопроверка

17. взаимопроверка

18. работа по развитию речи

19. добавить свое.

16. ПОПС-формула Слайд 20 — интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, первый проректор Санкт-Петербургского Института права. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не знали начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем возможность за короткий промежуток времени получить лаконичную информацию о степени усвоения учеником материала.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение.

Каждой группе дается задание 1С.21

Из предложенных рефлексивных методик выберите такую, которая кажется Вам наиболее интересной, новой, необычной и заполните графы по выбранному критерию.

+ (плюс)

— (минус)

И (интересно)




Задание 2ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ С ТЕКСТОМС.22

Перед вами текст о русском языковеде Владимире Ивановиче Дале, прочтите его и постройте свой ответ по ПОПС – формуле. (Я считаю, что В.И. Даль-великий языковед. Потому что….Я могу это доказать на примере …. Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…. ). С.23

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАСТЕР — КЛАССА

А теперь заполните, пожалуйста, оставшиеся графы по данной теме.В начале занятия в первую графу записывают то, что знают на сегодня по данной теме, во вторую — формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.С.24

Таблица для слушателей

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, которая является подготовкой к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, где ученик, анализирует и осознаёт свои возможности, сам делает собственный выбор; предприимчивости — здесь ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их; и конкурентоспособности, где ученик умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

ИТОГ МАСТЕР — КЛАССА

Подводя итог работы мастер-класса, напомню, что рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА

Рефлексия направлена на формирование способности школьников к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации выхода из затруднений. Все учителя-предметики знают, что рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

1. Что я делаю?

2. С какой целью?

3. Почему я делаю это так?

4. Каковы результаты моей деятельности?

5. Как я этого достиг?

6. Можно ли это сделать по-другому?

7. Какой вариант лучше?

8. Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?

9. Что я буду делать дальше?

Но чтобы ученик на уроке смог на них ответить, ему для этого нужны условия, которые и должен обеспечить любой учитель-предметник.

С.25 У вас две полоски: зеленая и синяя. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску зеленого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – синюю полоску и приклейте их к цветочку. Вот такие Цветики – Семицветики у нас получились.

С.26 Спасибо за внимание! С Вами было интересно сотрудничать!




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний Перешить большую майку

Рефлексия по проведенному мастер-классу Мастер-класс Тема: Рефлексия как механизм самопознания и
Рефлексия по проведенному мастер-классу Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС »
Рефлексия по проведенному мастер-классу Мастер класс Рефлексия как этап современного урока в
Рефлексия по проведенному мастер-классу Приёмы рефлексии в начальной школе
Рефлексия по проведенному мастер-классу Организация мастер-класса в ДОУ
Welcome! VK Выбор канвы для вышивания - Технологии вышивания. - zlataya Вышивка лентами для начинающих с фото и видео Вязание для кукол - Страна Мам Декоративная вышивка. Простые швы. Мастер-класс с Идеи для самодельных стильных ремней: Группа Как сделать красивый и простой макияж на каждый день Модная и стильная кофта для женщин вяжем спицами. Множество Новогодние игрушки своими руками: пошаговые мастер-классы